История посёлка Палех

Герб ПалехаПалех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 60 километрах от областного центра.

Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех. «… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

Старый Палех

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. К середине XVI века род князей Палецких прекратился, и по Духовному завещанию Ивана Грозного в 1572 году село Палех было отдано в поместное владение его сыну, а в 1619 году пожаловано Ивану Матвеевичу Бутурлину за участие в ополчении Минина и Пожарского. Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. Затем село перешло к родственникам Бутурлиных - Грязевым, при этом оно было поделено пополам: дома на "красном", то есть солнечном порядке, стали принадлежать Грязевым, а на "темном" - Бутурлиным.

Через село проходил оживлённый торговый путь из Шуи и Южи в Нижний Новгород - Балахнинский тракт. В начале XIX века вблизи Палеха был проложен знаменитый "аракчеевский тракт" - кратчайшая дорога из Санкт-Петербурга через Нижний Новгород на Казань. Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский уклад, древние традиции устного народного творчества, фольклора. Наибольшую славу Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились как мастера монументальных фресковых росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882г. расписала Грановитую палату в Московском Кремле. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Ярлыкове, Мугреевском и др.

Фреска Крестовоздвиженского храма в п. Палех

После революции 1917 года промысел в Палехе прекратил своё существование. Иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». В декабре 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи" по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.В.Котухин, В.В.Котухин, И.В.Маркичев, И.И.Зубков. Бывшие иконописцы не отказались от привычной для них техники письма яичными красками и творёным золотом и сохранили характерную для иконописи условность форм. Искусство лаковой миниатюры принесло Палеху мировую славу.

 

 

 

Количество просмотров: 2092
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *